ПРЕДИСЛОВИЕ
Андрей Васильевич Шайкин родился в 1900 году в селе Малая Сердоба Петровского уезда Саратовской губернии (ныне Пензенской области) в семье крестьянина среднего достатка. Из знаменитых земляков Шайкина широко известны уроженцы Малосердобинского района Лидия Андреевна Русланова и писатель Федор Васильевич Гладков. Предки Шайкина в переписных книгах числились служилыми людьми по прибору Сердобинской слободы, прибывшими для защиты города Петровска по указу Петра Первого от 5 (15) ноября 1696 года. Поначалу первопоселенцы числились конными казаками, служба которых проходила на дальних и ближних караулах, что-то вроде современных пограничных дозоров. После восстания под руководством Кондратия Булавина, затронувшего верхнее течение Хопра и Медведицы, служилых людей по прибору велели именовать пахотными солдатами, а с конца 18 века - государственными крестьянами. По сравнению с помещичьими, они находились в привилегированном положении и жили относительно богато. Нелюбовь к помещикам сохранялась долго, чувствуется она и на страницах воспоминаний Шайкина. Как отзвуки вражды времен генерального межевания, когда споры малосердобинских крестьян с окрестными помещиками о границах землевладений доходили до петербургских судебных палат.
Малосердобинская волость была одним из эпицентров аграрного движения осенью 1905 года. Здесь действовала боевая дружина, разъезжавшая по окрестным волостям и открыто поджигавшая помещичьи имения. На территории нынешнего Малосердобинского района после осени 1905 года не сохранилось ни одной помещичьей усадьбы. А.В. Шайкин не одобрял их действий - поджигатели уничтожали плоды тяжелого крестьянского труда. Вместе с тем он с большой неприязнью относился к деятельности П.А. Столыпина. В период проведения крестьянской реформы Шайкин был подростком. Поэтому его оценки, скорее, не собственные, они принадлежат старшим родственникам и соседям. Их значимость в том, что они не навязаны пропагандой, но сохранили дух и смысл суждений русских крестьян по поводу Столыпинщины. "Мы хотим великую Россию", - заявлял Столыпин. Но в 20 веке не было великих государств, развивавших экономику на аграрной основе. Это путь колониальных государств. Нужно было развивать промышленность, используя сельский пролетариат в качестве рабочей силы. По такому пути развивался Запад. Поэтому реформа Столыпина служила откровенно политическим целям - раздробить, перессорить крестьянство. И оно, судя по мемуарам Шайкина, это понимало. Столыпин для русской деревни был олицетворением злодейства отнюдь не за то, что вешал революционеров.
Вызывает интерес отношение автора воспоминаний к Ленину, Сталину другим вождям СССР. Первый для него - любимый вождь, второй - враг народа. Андрей Васильевич никогда не был ни комсомольцем, ни коммунистом, поэтому св политической предвзятости его обвинить невозможно. Жестокость Ленина обусловлена ожесточением гражданской войны. Она закончилась - и русский крестьянин получил свободу, какую не имел никогда. Жестокость Сталина в мирное время оправдать невозможно. В том числе по отношению к русскому крестьянству (кавказцев почти не раскулачивали и голода в Грузии не было). Невозможно оправдать убийство товарищей по партии, раскулачивание бывших красноармейцев - в Малой Сердобе их сослали в холодные края почти поголовно. Крестьянская мораль осуждала подобные действия. Для нее товарищество святое понятие. И еще - Родина. Своеобразную характеристику патриотизма мы находим у А.В. Шайкина в воспоминаниях о Великой Отечественной войне: "Если я на Сталина обиделся за то, что нас он загонял в колхоз принудительно, я должен Родину сдать и идти в рабы и все поколение отдать в порабощение? Сегодя Сталин, завтра Х-ярин, нынче Горбачев, завтра Лихачев, а Родину сдать и быть рабом - это невозможно, лучше помереть".
В целом воспоминания А.В. Шайкина - это взгляд изнутри на великие исторические события. Особая их ценность в том, что он не выпячивает собственных заслуг, похвальба для него дело совершенно чуждое. Мы видим лишь гордость за честно прожитую жизнь, за то, что детей воспитал достойными людьми, за то, что у него много внуков, и они живут хорошо. Это для него главное, а не фронтовые подвиги. И еще важна доброта людская: о добрых поступках он рассказывает с особой теплотой.
На публикуемой фотографии Андрей Васильевич изображен рядом со старшей дочерью Татьяной Андреевной Казачковой, тоже участницей Великой Отечественной войны. Задачей ее воинской части было вслед за наступающей Красной Армией въезжать на железнодорожные станции и восстанавливать пути и прочее станционное хозяйство. Немцы жестоко бомбили ремонтные поезда.Татьяне Андреевне повезло, многие однополчане погибли под бомбами, а она, как и Андрей Васильевич, дошла до Берлина.
Живые, прекрасные русские лица!